Ваш город Москва, все верно?
Да Нет
0
0
 

Редкая профессия: Мастер-оптик

История современных очков насчитывает столетия. Упоминания о первых стеклянных линзах относятся к XIII веку. Уже тогда медики оценили свойства и действие очковых линз для коррекции зрения. Сначала линзы были выпуклыми с двух сторон и предназначались в основном для увеличения изображения. Массовое производство очков начало активно развиваться в русле стекольной промышленности, причем последующую обработку и сборку делали ювелиры. Сейчас для многих людей очки - не просто прибор для коррекции зрения, но и необходимый модный аксессуар, который выгодно подчеркивает индивидуальность или помогает изменить имидж. Поэтому салоны оптики сегодня пользуются огромной популярностью. Но трудно представить себе успех подобных магазинов, не будь там высококвалифицированных специалистов. Ведь именно они дарят клиентам здоровье, а также радость от удачной покупки.

Профессия мастер-оптика по праву может считаться одной из редких. В стране существует не так много учебных заведений, готовящих подобных специалистов. Компания "Линзмастер" одной из первых стала активно практиковать корпоративное обучение своих сотрудников, предоставляя им широкие возможности в плане профессионального развития. Имея в настоящее время около 80 салонов в России, компания продолжает активно расширяться, в связи с чем и проводит набор персонала.

- Эта профессия на самом деле является очень интересной и весьма престижной, - рассказывает Ефрем Осипов, старший мастер-оптик компании "Линзмастер". - Раньше людей этой специальности называли просто "сборщик очков". Может быть поэтому, у многих сложился образ некого "технаря", который часами сидит и механически делает одну и ту же работу. В реальности все значительно увлекательнее. Могу сказать точно, эта профессия органично сочетает в себе не только технические знания, но высокую эрудицию и творчество. Поскольку наши салоны могут предложить клиентам огромное количество различных очков и типов линз - для нас не существует стандартных заказов. К каждому из них мастер подходит с большой долей креативности, учитывает индивидуальные пожелания того или иного клиента.

Линзы бывают разные

Итак, как только покупатель определился с формой и дизайном оправы и прошел диагностику у врача-офтальмолога, формируется заказ. Обычно продавцы-консультанты помогают клиенту правильно выбрать нужные очки.
Однако профессиональный мастер-оптик также может дать совет, порекомендовать определенные виды оправ, рассказать о практических свойствах, преимуществах того или иного вида линзы и т.д. Это особенно важно в случаях неординарных заказов, когда нужно предложить оптимальный вариант для покупателя.

- Например, было и такое, что клиент просил изготовить ему линзы необычной формы, или сделать на них гравировку, - комментирует Ефрем.
- Здесь требуется особое мастерство. Представьте, что на крошечном участке линзы нужно что-то нарисовать или приклеить стразы. Это уже сродни декоративному искусству, а по тонкости выполнения близко ювелирной работе. Плюс ко всему нужно отлично знать свойства материала, из которого сделана линза. Очковые линзы - вообще уникальная вещь. Они могут быть стеклянными и пластиковыми, однофокальными и многофокальными, фотохромными и с зеркальным покрытием. Такое многообразие обязывает мастера быть отлично подкованным во всех технических нюансах изготовления очков. Благодаря современным станкам, которые оснащены специальной компьютерной программой, на изготовление очков может уходить от 20 до 30 минут.

- Для начала мы вводим в программу все необходимые параметры (диоптрии, расстояние между зрачками и т.д), после чего сканируется форма линзы согласно оправе, - говорит Ефрем Осипов. - Плюс к этому проводится разметка, если необходимо - децентрация. И уже потом линза выпиливается в станке. Конечно, бывают случаи, когда эту работу можно сделать вручную. Для этого также используется специальный станок.
- Мастер-оптик должен отлично знать технологию обточки, сверления отверстий в линзе в соответствии с разными типами оправ, - добавляет Ефрем. - Например, очень внимательно нужно работать с винтовой оправой. Одна малейшая погрешность при выпиливании - и идеально вставить линзу в оправу невозможно. Подобных тонкостей в нашей работе много. Поэтому я всегда повторяю новым сотрудникам, что мы не просто "штампуем" очки, а каждый заказ обрабатываем с учетом индивидуальных особенностей клиента. Так, по желанию покупателя, мы можем окрасить линзы, скорректировать посадку очков.

Помимо обработки готовых линз специалисты салонов "Линзмастер" могут их сделать из полузаготовок, представляющих собой своеобразные шайбы. Для этого существует специальный станок с генераторной линейкой. В компьютерную программу задаются параметры, и станок сам выпиливает, полирует поверхность внутренней стороны. В итоге получается готовая линза.


Всегда в курсе событий

Конечно, мастерство не приходит сразу. Как подчеркивает Ефрем Осипов, даже настоящий "профи" не может досконально изучить все приемы, технологию работы. Оптика - это не та сфера, где можно достичь определенного уровня и далее "почивать на лаврах". С каждым заказом специалист открывает для себя что-то новое, понимая, что в его профессии действительно есть место творчеству. Вдобавок ко всему мастер-оптик - это человек, обладающий высокой эрудицией и любознательностью.
Невозможно на профессиональном уровне общаться с клиентами, если ты не будешь в курсе всех событий оптического мира. Поэтому для своих сотрудников компания "Линзмастер" организует регулярные поездки на специализированные выставки, где специалисты узнают о самых последних новинках, оптических технологиях. Помимо этого кропотливый труд требует от мастера-оптика аккуратности, внимательности. Малейшее отклонение или неосторожность может испортить дорогостоящие линзы и оправы, свести на "нет" работу остальных сотрудников салона. Еще одно необходимое качество специалиста - терпение. Ежедневно приходится работать с миниатюрными инструментами, тщательно подбирать детали. Обладая в достаточной степени всеми перечисленными качествами и навыками, можно стать настоящим профессионалом в максимально короткий срок.


От "азов" к совершенству

Как было уже сказано выше, вопросу обучения сотрудников компания уделяет самое пристальное внимание. Важно и то, что стать профессиональным мастером-оптиком может человек, не имея за плечами никакого опыта. В компании разработаны сразу две программы: "Вводный курс" и "Бронзовый курс". Первая часть обучения включает в себя общее знакомство с компанией, ассортиментом оправ и линз. Также новичкам рассказывают о лабораториях салонов, об использующихся станках, технологиях работы.

- Уже в первый день и мы, и сотрудник можем убедиться, интересно ли ему в дальнейшем работать в выбранной профессии, - поясняет Ефрем. - Если все в порядке - он продолжает обучаться и начинает работать с заказами, естественно под присмотром более опытных коллег. Через несколько месяцев новичок переходит к следующему этапу подготовки. На "Бронзовом курсе" он более детально изучает все нюансы работы. Особенностью курса является то, что стажеры получают не только практические навыки, но и фундаментальные теоретические знания. В частности, они изучают основы оптометрии, общемедицинские вопросы, связанные со зрением человека и т.д. За много лет компания "Линзмастер" зарекомендовала себя в качестве стабильного работодателя, гарантирующего своим сотрудникам официальное трудоустройство, карьерный и профессиональный рост. Персонал салонов оптики имеет возможность гибкого или совмещенного графика работы.
- Четыре года назад я пришел в компанию, ничего не зная ни о диоптриях, ни о видах линз, - делится Ефрем. - Но в первый же день я понял, что мне действительно интересна оптика, мне нравится работать с заказами, консультировать клиентов. Сейчас я являюсь старшим мастером-оптиком и принимаю активное участие в обучении новичков. Я считаю, что наша профессия приносит пользу людям и дарит им здоровье. Ведь легко подсчитать, что только одним мастером за год изготавливается в среднем 4000 очков. Соответственно стольким же нашим клиентам этот специалист ежегодно помогает.

Интервью взяла Анна Юпуртышкина